Новое исследование связывает веру в концепцию социального дарвинизма с определенными дисфункциональными психологическими характеристиками, такими как эксплуататорское отношение к другим, враждебность и низкая самооценка. Петр Радкевич из Польской академии наук и Кристина Скаржинска из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве, Польша, представляют эти результаты в журнале открытого доступа PLOS ONE 11 августа 2021 года.
Сторонники социального дарвинизма рассматривают социальный мир как своего рода конкурентные джунгли, требующие безжалостной конкуренции за ограниченные ресурсы , в которых выживают только «сильнейшие». Социальный дарвинизм включает в себя негативный взгляд на человеческую природу, считая, что люди по своей природе эгоистичны и что циничное манипулирование является приемлемым путем для достижения успеха.
Чтобы лучше понять личные характеристики, лежащие в основе веры в социальный дарвинизм, Радкевич и Скажинска провели исследование, состоящее из четырех частей, в каждой из которых участвовали от 624 до 853 поляков. В частности, они исследовали связи между верой людей в социальный дарвинизм и их характеристиками в отношении стилей привязанности, личностных черт «большой пятерки» , «темной триады» личности, основных человеческих ценностей и моральных суждений.
Анализ результатов опроса выявил связь между верой в социальный дарвинизм и дисфункциональными личностными характеристиками в отличие от более позитивных «индивидуальных ресурсов». Например, социальные дарвинисты с большей вероятностью выказывали восхищение властью, желание доминировать, желание преследовать свои цели любой ценой и враждебность. У них также была более высокая вероятность иметь низкую самооценку , низкую самодостаточность и пугающий стиль привязанности в своих близких отношениях .
Результаты соответствуют идее о том, что социальные дарвинисты придерживаются убеждений, противоречащих принципам либеральной демократии, и их видение социальной жизни не способствует построению кооперативного эгалитарного общества. Авторы также отмечают лежащий в основе «ментальный раскол», заключающийся в том, что социальные дарвинисты склонны преклоняться перед силой и властью, имея при этом хрупкое представление о себе.
В будущих исследованиях можно было бы продолжить изучение диспозиционных характеристик, лежащих в основе социального дарвинизма, а также более широкого набора пессимистических взглядов на социальный мир.
Авторы добавляют: «Вера в то, что социальный мир похож на дарвиновские джунгли, противоречит идеалам демократии, которые постулируют максимизацию благосостояния граждан, минимизацию насилия и продвижение прав человека. Однако она может поддерживать враждебную демократию, направленную на получение преимущества. над противниками и лишить их власти, хорошей репутации и экономической мощи ».